Вы наверняка знаете, что выражение «крысы бегут с корабля» означает массовый уход людей из дела, заведения или команды, когда становится ясно, что всё идёт к провалу — как будто первыми спасаются крысы, покидая тонущий корабль. Но история фразы и её связь с реальным поведением грызунов сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Paramount Pictures
Образ «крысы, покидающей корабль» очень древний. Ещё античные авторы делали похожие замечания: у Плиния Старшего (I в. н.э.) встречается мысль, что мыши/крысы покидают строение, которое вот-вот рухнет — ранняя метафора предчувствия беды. Современные словари и исследования указывают, что переносное употребление, близкое к нашему, укоренилось в европейских языках уже в раннем Новом времени и было известно англоязычным авторам типа Шекспира.
Крысы исторически всегда жили в портах и на кораблях, ведь там много продовольствия, в том числе зерна. Они путешествовали вместе с судами, портили мешки с товаром и сам товар, были носителями вредителей и болезней, так что не удивительно, что их пытались вытравить и выгнать. И если это получалось, то крысы действительно бежали с корабля. А если потом сам корабль тонул, то, конечно, люди могли решить, что грызуны сбежали с судна, предчувствуя беду.
А как на самом деле ведут себя крысы на тонущем корабле?
Крысы в действительности хорошие пловцы и способны долго держаться на воде; если корабль тонет в открытом море, грызуны нередко остаются на борту. Массовый «бег» крысиных стай чаще наблюдается у причала или в тех ситуациях, когда корабль находится близко к суше (крысы могут переплыть на берег) или когда на корабле происходит пожар, заставляющий животных искать выход.
Так что поведение крыс частично вдохновило метафору, но реальные грызуны не обязаны «чувствовать» неминуемую гибель корабля и бежать первыми. Тем не менее выражение оказалось идеальным для описания человеческой склонности бросать «тонущие» проекты — и поэтому прижилась в языках и культуре.