Если вы любитель морской романтики и внимательно разглядывали рисунки великих сражений или фотографии тех немногих парусников, что дожили до эпохи фотоаппаратов, то наверняка замечали одну любопытную деталь. На некоторых из них, чуть выше уровня главной палубы, натянута сетка. Она не похожа на такелажную оснастку, а лазить по ней, в отличие от вант, совершенно бесполезно.
Более того, кажется, что она только мешает: закрывает обзор и цепляется за всё подряд. Неужели адмиралы прошлого решили устроить на корабле волейбольную площадку? Конечно, нет. У этой сетки была куда более драматичная и практичная цель — она спасала жизни.
С тех самых пор, как первые купцы отправились через море за прибылью, у них появились «коллеги», предпочитавшие не торговать, а отнимать. Пираты, каперы и военные флоты всех держав — всех их объединяло одно: главным финалом морского боя долгое время был абордаж. Это был хаотичный театр военных действий, где исход сражения решали сабли и пистолеты.
Прогресс не стоял на месте: корабли обрастали пушками, паруса становились выше, корпуса — прочнее. Но вплоть до начала XX века абордажный бой оставался грозной тактикой. Да, его значение падало с каждым новым витком развития артиллерии, но полностью сойти со сцены он отказался. Что уж говорить о пиратах, которые и по сей день «исповедуют» абордаж, правда, теперь их цель — безоружные торговые суда, а не грозные фрегаты.
На любое действие находится противодействие — это правило работает и в море. Морские инженеры веками изобретали всё новые средства защиты. Еще в Средневековье на кораблях появились высокие деревянные надстройки по бортам — фальшборты. Их задача была очевидна: как крепостные стены, они защищали команду на палубе от вражеских стрел, а позже — и пуль, и мешали противнику просто перепрыгнуть на борт во время сближения.
Однако у этих «деревянных стен» обнаружился фатальный недостаток. Они были ужасно непрактичными для самого судна. Высокий фальшборт — это гигантская парусность, он ловил ветер как парус и сильно сносил корабль с курса, ухудшая его маневренность и ходовые качества. В шторм он мог стать причиной опрокидывания. Нужно было что-то более легкое и функциональное.
Где-то к началу Нового времени моряки нашли элегантное решение — противоабордажные сети. Их натягивали вдоль всего борта на специальных стойках, создавая своего рода «клетку» вокруг палубы. Это было остроумно и практично.
В походном положении сети лежали свернутыми у бортов, никому не мешая. Но стоило прозвучать боевой тревоге, как команда быстрыми движениями поднимала и фиксировала их системой тросов. Что это давало?
Непреодолимая преграда
Представьте себя абордажером. Вы перепрыгнули с качающегося своего судна на палубу врага, но вместо ровного пространства перед вами оказывается гибкая сеть. Вы запутываетесь в ней, как муха в паутине, становясь легкой мишенью для ружейного огня и абордажных топоров защитников.
Защита от гранат
В эпоху паруса были в ходу ручные гранаты. Сеть отлично гасила их бросок — grenade просто отскакивала назад и взрывалась в воздухе или на палубе атакующего корабля.
Нулевая парусность
Сеть не ловила ветер, а значит, не влияла на управляемость судна, что было ключевым преимуществом перед громоздким фальшбортом.
Эта простая, но эффективная система просуществовала вплоть до начала XX века! Последний раз их массово и эффективно использовали во время Гражданской войны в США. Причем сети натягивали не только на старых добрых деревянных парусниках, но и на новейших броненосцах. Даже под защитой толстой брони экипаж чувствовал себя спокойнее, зная, что над ним натянута сетка, останавливающая вражеских солдат.