Сегодня это слово звучит смешно и трудно представить, что раньше это была профессия - плевальщица. Но так и есть: сто с лишним лет назад на Руси это была редкая и даже уважаемая женская профессия в деревенском хозяйстве. Плевальщиц приглашали на важные сельскохозяйственные работы, и их умение ценилось настолько, что оплата нередко шла не только деньгами, но и долей будущего урожая. Что же делали плевальщицы?
Плевальщица - это женщина, занимавшаяся посевом мелких семян, главным образом репы, но делала она это необычно. Как вы наверное уже догадались, судя по названию, посев шел... плевками. Почему?
Дело в том, что семена репы очень мелкие и легкие - в одном грамме их может быть сотни, так что равномерно рассыпать их из руки практически невозможно. А как раз это необходимо, ведь нужно обеспечить равные интервалы между ростками, чтобы растения не затеняли друг друга и не приходилось затем прореживать всходы.
Вот здесь и вступала в дело плевальщица. Она набирала нужное количество семян в рот, шла вдоль борозды и аккуратно выплёвывала по 1-2 семечка с точными интервалами, при этом контролировала частоту и силу выплёвывания, чтобы семена не слипались и не попадали слишком глубоко.
Это была настоящая техника, требующая точности, выносливости и опыта. Работу нельзя было прервать, иначе терялся ритм, и посев становился неравномерным. А вы думали!
Конечно, можно было бы сыпать семена рукой, но это было неэффективно. Маленькие и легкие семена репы разлетаются от ветра, цепляются к пальцам, осыпаются кучкой, если делать это неумело. А полевые машины, которые могли точно дозировать такой посев, тогда еще просто не применялись.
Плевальщицы вручную заменяли агротехнические сеялки, и при этом делали это быстро и с минимальными потерями посевного материала.
Почему это была женская профессия?
Очевидно, у них это получалось лучше. Требовалась мелкая моторика, координация и лёгкое дыхание при плевке. Наконец, это была сезонная и сдельная работа, за которую могли платить деньгами или частью урожая, и женщины получали возможность заработать самостоятельно.
И хотя эту профессию нельзя назвать массовой, но там, где выращивали репу и подобные культуры, плевальщиц уважали как мастериц. Их приглашали специально на сезон, а в некоторых регионах у них была высокая репутация, как у знатоков дела. Умение «сеять ртом» считалось чуть ли не семейным ремеслом, передаваемым от матери к дочери.
В некоторых источниках указывается, что плевальщица могла обработать за день участок, на который при обычной ручной посадке уходило вдвое больше времени и труда.
С распространением сельхозинвентаря, механических сеялок и тракторов в XX веке, а также с постепенным снижением популярности репы как основной культуры, исчезла и потребность в плевальщицах. К середине века профессия почти полностью исчезла, уступив место новым технологиям.