16-летняя Диана Шурыгина из Ульяновска стала жертвой насильника в ночь на 1 апреля 2016 года. Преступление было совершено на вечеринке в арендованном коттедже, куда Диану позвала подруга. Насильник, 21-летний Сергей Семенов, которого девушка увидела в ту ночь впервые, закрылся с ней в одной из комнат, а затем избил и изнасиловал девушку. Продолжение этой мрачной истории стало предметом обсуждения по всей России: часть граждан отказывается считать Диану жертвой.
В декабре прошлого году обидчик Дианы Сергей Семенов был осужден на 8 лет и 3 месяца колонии строгого режима. Но затем после апелляции срок был снижен до 3 лет и 3 месяцев заключения в колонии общего режима. Во время процесса родственники подсудимого заверяли, что Сергея оклеветали, Диана на вечеринке якобы была пьяна и сама согласилась на секс с ним.
В частности, сестра Семенова дала показания, что после того, как у ее брата был половой контакт с Дианой, у девушки по обоюдному согласию был секс с еще одним парнем, присутствующим на вечеринке. К тому же, другие свидетели говорили, что не заметили у Дианы подавленного состояния, травм или кровоподтеков, которые обычно бывают у жертв изнасилования. Сама же пострадавшая рассказывала, что сопротивлялась и просила Сергея остановиться, но он взял ее силой — этой версии поверил и суд.
Но после приговора группа поддержки Сергея не успокоилась и вынесла историю на суд телевидения. На одно из ток-шоу пригласили родственников и защитников Сергея Семенова, Диану, ее отца и многочисленных экспертов. В результате эфир программы обернулся травлей со стороны общественности самой Шурыгиной. Девушку обвинили в том, что она была пьяна, вызывающе одета, сама спровоцировала молодого человека на близость, а затем заявила на него в полицию из корыстных интересов. По утверждению матери Семенова, отец Дианы якобы вымогал у их семьи миллион рублей за то, что девушка заберет заявление.
После выхода программы девушка стала жертвой непрекращающейся травли и ненависти: ей писали гадости в сети, преследовали на улице, в результате семье Дианы несколько раз пришлось сменить место жительства. Разъяренные интернет-пользователи после ток-шоу превратили фотографии Шурыгиной в интернет-мемы, в которых цитируются ее высказывания о масштабе выпитого алкоголя на вечеринке «чуть-чуть» и «на донышке».
Вот лишь некоторые высказывания о Диане из сообщества Вконтакте, на которое подписано 7 миллионов человек:
«Переспала с пацаном пьяная и посадила на 8 лет за изнасилование»
«Как же жаль парня, потусил на свою голову((( очень надеюсь на его оправдание! А эта «мадам» малолетняя, на первый эфир пришла совсем не убитая горем, очень вызывающе накрашена..повадки вовсе не тихони»
Несмотря на травлю, на этой неделе девушка вновь согласилась сняться в телепередаче. После того, как на первой части ток-шоу девушка предстала в новом скромном образе, сменила прическу и много плакала, гнев общественности постепенно сменился на жалость. Однако некоторые спикеры программы по-прежнему закидывали девушку обвинениями в том, что она сама спровоцировала юношу на интимную близость…
За последние годы в России произошло несколько громких изнасилований девушек, о которых стало известно публично из-за того, что насильники выложили видео преступления в сеть. Самые известные из них случились в 2014 году в Новосибирске с 16-летней студенткой техникума Анной Шатовой и в 2015 году в Москве с 18-летней Ириной Сычевой. Все подсудимые отрицали свою вину, однако получили внушительные сроки заключения. При этом в обоих случаях сами жертвы изнасилования становились жертвами травли, обвинений и угроз.
Почему наше общество перекладывает всю вину на жертв изнасилования, как защитить женщин, заявивших о преступлении, от психологической травли, мы попросили рассказать адвоката Александра Вострикова, психологов Михаила Лабковского и Анну Чернер.
Александр Востриков, адвокат: «Большинство обвиняемых по разным уголовным статьям утверждают, что они не виновны. Естественно, родственники и знакомые их тоже всячески оправдывают, им искренне хочется верить, что их близкий человек хороший, а жертва во всем виновата сама.
К сожалению, ситуация с отношением к изнасилованию в нашем обществе уже много лет остается очень тяжелой. Это связано с распространенным мифом о том, что преступника зачастую провоцирует сама потерпевшая. То есть надела короткую юбку, пошла в ночной клуб или выпила бокал алкоголя, значит, и не удивляйся, что любой мужчина считает тебя готовой на секс с ним.
Именно из-за этого мифа львиная доля изнасилований остается безнаказанной, жертвы просто боятся обращаться в правоохранительные органы, не хотят порицания и огласки.
У меня был случай, когда несовершеннолетняя девушка пришла ночью в отделение полиции после изнасилования, а там вместо помощи к ней начал приставать один из стражей порядка. Это, конечно, вопиющий случай, но многие жертвы изнасилований часто сталкиваются с унижением и пренебрежительным отношением к себе со стороны тех, кто должен их защищать. Процесс по делу об изнасиловании можно сделать закрытым, но от травли в соцсетях и обвинений со стороны общественности после него, если о преступлении стало известно публично, женщины в нашей стране никак не защищены».
Анна Чернер, психолог: «В нашем обществе до сих пор есть очень много вредных стереотипов, которые заведомо ставят женщин в слабое и зависимое положение от мужчин. Я помню, как еще нам в школе на уроке ОБЖ учитель говорил: если хотите, чтобы вас не изнасиловали, выходите на улицу в противогазе, вонючей и грязной одежде.
Это, конечно, утрировано, но ведь мы с детства внушаем нашим дочерям: не садись с незнакомым дядей в лифт, не ходи в короткой юбке, особенно по вечерам и т.д. Тем самым создается психологический посыл, что если девушка это не соблюдает, то ничего удивительного в ее изнасиловании нет, все плохое случается только с плохими. В результате, если о преступлении становится известно публично, общественность, вместо того, чтобы обвинять преступника в случившемся, начинает искать неправильные мотивы в поведении жертвы.
Кроме того, в обществе есть мнение, что если женщина отказывает мужчине, то она просто ломается, набивает себе цену, а на самом деле не против. Из-за этого заблуждения происходит огромное количество так называемых изнасилований на свидании, когда женщина реально сопротивляется, говорит «нет», а мужчина воспринимает это как игру. Интересно, что после того, как в сети прошел масштабный флэшмоб жертв изнасилования «Не боюсь сказать», в обществе заговорили не о том, как государству защищать женщин от насильников, а о том, что всем дамам нужно проходить курс обороны, чтобы делать это самостоятельно».
Психолог Михаил Лабковский ограничился только оценкой общественной реакции в целом: «Происходит это потому, что все наше общество — это одна большая жертва».
Справка «МК»: По данным МВД, количество тяжких преступлений в России каждый год значительно снижается. В 2016 году было зарегистрировано лишь 3839 изнасилований и покушений на изнасилование. Однако независимые эксперты утверждают, что лишь 12 % жертв насильника обращаются в правоохранительные органы.