В 1970-х годах на рыбных прилавках был один особо популярный товар - пристипома, она же - рыба «ворчун» или «хрюкальщик». Ее любили и готовили все, а сегодня её не найдёшь ни в супермаркете, ни на рынке, а многие молодые люди даже не слышали этого забавного названия. Что же случилось с некогда любимой рыбой? Мы решили разобраться.
Первоначально пристипому начали активно вылавливать американцы в акватории Тихого океана, особенно у Гавайских островов. Рыба вела стайный образ жизни, обитая на глубинах до 100 метров возле рифов. Ловить ее было легко, перерабатывать - быстро, а хранить - хорошо. Не рыба, а мечта!
Свое прозвище «ворчун» пристипома получила от забавной черты: при вылове она издавала низкое урчание, напоминающее хрюканье. За это её прозвали и «хрюкальщиком». Рыба действительно способна издавать звуки благодаря специальным мускулам, вибрирующим на плавательном пузыре.
В СССР пристипома появилась благодаря Дальневосточному рыболовному флоту. Несмотря на то что рыбу считали деликатесной, она была относительно дешёвой и доступной. Её жарили, тушили, запекали, клали в пироги - советская кухня быстро оценила универсальность и нежный вкус «ворчуна».
Внешне пристипома похожа на упитанного окуня с приплюснутым телом и большими глазами. Крупные экземпляры могли достигать до 70 сантиметров в длину, но на прилавках чаще лежали средние рыбины.
Но с конца 1970-х и особенно в 1980-х годах пристипома стремительно исчезла с прилавков. В чем причина?
Американские учёные первыми забили тревогу, когда темпы вылова превысили темпы естественного воспроизводства. Рыба сбивалась в большие косяки, и её ловили тысячами тонн, не особо заботясь, чтобы оставлять что-то в океане для размножения.
А потом и сама природа подкинула неприятный сюрприз: в конце 1980-х годов пристипому поразили паразиты - рачки, из-за которых мясо рыбы становилось непригодным для еды. Улов приходилось сортировать с ювелирной точностью, что сделало ловлю экономически невыгодной.
Учитывая, что пристипома - рыба глубоководная, воспроизвести для нее природные условия на ферме сложно. И к началу 1990-х спрос на «ворчуна» уже успел исчезнуть.
Кроме того, на прилавках появились новые «звёзды»: пангасиус, тилапия, морской окунь, сибас. А о пристипоме забыли.
Сегодня «ворчуна» можно иногда встретить в ресторанах на Гавайях или в специализированных магазинах азиатских морепродуктов. Так что если вы еще помните вкус пристипомы, попробуйте поискать ее там.