Раньше практически все знали о наручных часах «Электроника». Эти электронные часы с цифровым дисплеем были не просто прибором для измерения времени — они стали настоящим символом технологического прогресса. Но знали ли вы, что в «Электронике» была одна уникальная функция, которой не было ни в одних зарубежных аналогах?
История «Электроники» началась в 1973 году, когда инженеры взялись за разработку первых цифровых часов. Уже тогда в них заложили одну крайне полезную функцию, которая в будущем выделит эти часы среди всех мировых аналогов.
В продаже первые часы «Электроника» появились в 1974 году. Модель «Секунда» с жидкокристаллическим индикатором получила индекс Б6-02. Чуть позже вышла версия Б6-03 на светодиодах. Проблема была в том, что индикаторы быстро «съедали» батарейку, поэтому, чтобы увидеть время, приходилось нажимать кнопку — экран загорался только на несколько секунд.
В 1978 году минский завод «Интеграл» выпустил первую массовую модель (30352) с ЖК-экраном. В том же году производство перевалило за 1 млн штук, а к 1980 году «Электронику» экспортировали уже в 20 стран.
Примерно тогда же в электронных часах появился синтезатор мелодий. Поначалу их было всего две: «Вальс» Грибоедова и «Турецкий марш» Моцарта. Позже часы играли уже больше композиций.
В 1981 году «Интеграл» совершил ещё один прорыв: часы смогли работать от одного элемента питания (СЦ-21 на 38 мА/ч) вместо двух. Ассортимент рос: появились детские, спортивные и специализированные модели.
К середине 1980-х в линейке «Электроники» было уже более 50 моделей. Среди них — часы-ручки, часы-брелоки и даже часы-кулоны. Но самой интересной особенностью оставалась одна уникальная функция...
Все электронные часы имеют погрешность — они либо спешат, либо отстают. У каждого экземпляра отклонение своё, но со временем оно накапливается. Советские инженеры нашли гениальное решение: в «Электронику» встроили функцию автоматической корректировки погрешности (ЦНХ — цифровая настройка хода).
Как это работало?
Владелец замерял, насколько часы отстают или спешат за сутки. Затем вводил эту погрешность в память часов через специальный режим. Микропроцессор автоматически компенсировал отклонение, подстраивая ход. Ни одни зарубежные часы того времени не умели этого делать!
Если сегодня умные часы умеют синхронизироваться с временем через интернет, то 40 лет назад инженеры решили проблему точности своим, оригинальным способом.