Фанаты кино любят отыскивать и критиковать ошибки режиссеров, операторов и актеров, но мультипликация, а особенно легендарная, советская, это совсем другое дело. Нестыковки в видеоряде или сюжете здесь тоже есть, но можно сломать много копий, пытаясь понять — это действительно ляп или все сделано нарочно? Попробуем немного разобраться.
Волк в костюме снегурочки из «Ну, погоди!»
Главный герой, осознав свой промах, отчаянно вырывается из пут, голыми руками рвет провода и устремляется вдогонку за коварным зайцем. Важный сюжетный момент – волк одет в наряд снегурочки, который в ярости срывает с себя, оставаясь в импозантных розовых семейных трусах. Если присмотреться, то в девичье облачение изначально входят тонкие черные чулки. Они есть и в кадре с началом погони, но между делом куда-то пропадают. Быть может, мультипликаторы сперва нарисовали более интересную сцену со «стриптизом», а потом одумались и вырезали излишки?
Бюст мамы из «Простоквашино»
Один из самых известных приколов советской мультипликации – грудь главного женского персонажа мультфильма разительно меняется от серии к серии. Сколько теорий выстроено на этот счет – не счесть. Истина же, как обычно, ускользает от тех, кто смотрит только на предмет обсуждения. А если взглянуть по сторонам, то нетрудно отметить, что меняются и одежда, и аксессуары, и даже интерьер жилья родителей дяди Федора. И хотя в СССР пластическая хирургия была не в почете, нельзя исключать, что персонажи шли в ногу со временем, меняясь сообразно тогдашней моде.
Хвост из «Крошка Енот»
Крошка Енот так перепугался «того, который сидит в пруду», что потерял от страха собственный хвост. Метаморфозу с частью тела нетрудно заметить, если присматриваться к кадрам в сцене беседы. Как это объяснить, кроме досадной ошибки мультипликатора, непонятно.
Где на самом деле живет Малыш из «Малыш и Карлсон»
Малыш – ребенок из большой и обеспеченной семьи, у него есть своя комната, в которой он заперт, подобно птице в клетке. Потому и нуждается в необычных друзьях вроде Карлсона. В начальных сериях мы видим, что это окошко на верхотуре, над крышами города. Затем, с появлением Фрекен Бок, действие переносится в гостиную, которая выходит во двор. Да и само окно уже другое, большое, с лепниной. Можно сделать вывод, что апартаменты семьи Малыша многоярусные или им принадлежит несколько этажей в доме. Огромном, пустом доме, с домохозяйкой-надзирателем, от общения с которой неокрепшая психика Малыша порождает выдуманных друзей. Брр.
Странные паруса из «Сказка о царе Салтане»
Если вчитаться в строки оригинального пушкинского произведения, мы обнаружим, что корабли «бегут на раздутых парусах». Попутный ветер, большая скорость – все логично. В мультфильме же состояние такелажа постоянно меняется, причем закадровый голос не соответствует тексту на экране. Вряд ли это досадный ляп, скорее, авторы мультика попытались отразить сложность путешествия, переменчивость погоды и тяготы, с которыми сталкиваются путники на море, когда ситуация меняется с каждой минутой.
Грамотность Чебурашки
С первых же серий Чебурашка предстает в образе ученика начальных классов – хоть и по слогам, но читает. Например, объявление крокодила Гены о поиске друзей, записку Шапокляк, надпись на плакате пионеров, которые собирают металлолом. Логика его рассуждений примерно равна уровню первоклашки, на которых и был рассчитан мультфильм. А что мы видим к 4-ой серии? Поняв, что Чебурашка не может прочесть телеграмму, Гена отправляет его на учебу. Очевидно, что это завуалированная версия слогана «Учиться, учиться и еще раз учиться» – мотивация для детей получать образование. Чебурашка просто притворяется неграмотным, чтобы на законных основаниях попасть в школу.
Битва Леопольда с консервной банкой
Серия «Леопольд во сне и на яву», сцена с отбиванием метательного снаряда при помощи сковороды. И сам инструмент то появляется, то исчезает с пляжа, и банка радикально меняется в размерах и ведет себя вопреки законам физики. С Леопольдом тоже творятся странные вещи – сначала он поступает как герой, а потом уже выглядит беспомощным слабаком. Это похоже не на ляп, а на визуализацию кошмарных сновидений, попытку объяснить иррациональность борьбы в придуманном больным воображением мире. Не нужно играть по странным правилам – проще проснуться и избавиться от проблемы.
Ляп из м/ф «Дюймовочка»
Имя «Дюймовочка» происходит от английского слова «дюйм», мера длины, примерно равная 2,5 см. В мультфильме, да и в тексте сказки, прямым текстом указано, что девочка была крохотной, даже менее дюйма. Но если взглянуть на кадр с рукой ее мамы, то ее рост примерно соответствует длине пальца женщины. Та истощена болезнью и поэтому ее пальцы коротенькие и худые, как спички? Не похоже. Скорее, авторы мультфильма высмеивают убогость британской системы мер, ее нелепость перед прогрессивной международной метрической системой.
А чем на самом деле питается Винни Пух?
В знаменитой серии про гостеприимство Кролика это мед и прочие сладости, что вполне логично, учитывая природу сказочного медведя. Но что за дивный натюрморт в доме у самого Винни Пуха? В 3-ей серии, когда он пытается на пару с Пятачком отыскать что-нибудь в подарок Иа, мы видим жилье типичного холостяка. Консервные банки, немытая посуда, бутылки – уже пустые. Мусор валяется на полу, а мед присутствует только как картинка на стене. Мультипликаторы вдохновлялись интерьером собственной студии или хотели привнести в сказку суровые нотки соцреализма?
Взросление Трубадура из «Бременских музыкантов»
Главный герой между сериями словно сходил в армию – был паренек деревенского вида, нос картошкой, а стал молодым мужчиной с волевым подбородком. На самом деле все примерно так и было. Первую серию снимали по наитию, пытаясь не перейти грань вольнодумства, а режиссером второй стал Василий Ливанов, который серьезно доработал персонажей. Они все повзрослели, а в случае с животными – постарели. Перья Петуха утратили яркость, Пес погрустнел еще больше, а Трубадур стал эгоистичен и свободолюбив.